а большой овраг и жуткий переход через него - перекинутая пара труб на месте сквера жукова. о, чего вспомнила
Таусень. Из истории Нового годаНаступает череда новогодних праздников — самое любимое время как для детей, так и для взрослых. Кому не хочется окунуться в мир детства, хоть на короткое время почувствовать себя счастливым и беззаботным. Для большинства — празднование Нового года — это зима, снег, украшенная ёлка, дедушка Мороз и, конечно, внучка — Снегурочка. Но так было далеко не всегда. Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешённых и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчёт года. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.Таусень — русский народный праздник, Васильев вечер, канун нового года, сочельник. Авсень — таусень припев рождественских колядок. Таусенить — петь рождественские колядки или колядовать в Васильев вечер. Слово (как и овсень) более характерно для северо-восточных русских, в отличие от колядок и щедровок у южных.Сочельник (сочевник) — 6 января (по новому стилю) или 24 декабря (по старому стилю). 18 января (по новому стилю) или 5 января (старого стиля): канун (навечерие) праздников Рождества Христова и Богоявления Господня соответственно (иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой недели Великого поста, в память чуда Феодора Тирона). Название происходит от слова «сочиво» (первоначально пшеничные зёрна, размоченные водой). Сочивом, или кутьёй называется блюдо, которое готовится из зёрен пшеницы с добавлением мёда, часто также орехов и изюма, и которым питаются в этот день христиане.На Руси существовало долгое время пролетье, т. е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В его честь праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешёл на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трёх весенних и трёх летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Но в 1699 году царь Пётр I издал Указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября. В петровском Указе писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». В Указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать ёлку стали намного позднее, с середины прошлого века. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили своё признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в тёмном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Сам Пётр встречал в компании «Всешутейшего и всепьянейшего собора», хмельное существование которого возникло, когда царю было всего 18 лет, и продолжалось до конца его дней. Эта пёстрая компания почтенных седобородых старцев, (среди них князья Пётр Прозоровский, Фёдор Ромодановский, Фёдор Головин), молодых гуляк (во главе с царским любимцем Алексашкой Меншиковым) и иноземных авантюристов, без конца странствовала по Москве с места на место, разъезжала в санях по московским окрестностям, норовя неожиданно нагрянуть в поисках стола и крова к какому-нибудь изумлённому боярину. Численность этой диковинной свиты царя обычно колебалась от 80 до 200 человек!Главной составляющей соборных забав был развесёлый пир, который начинался чаще всего в полдень и заканчивался на рассвете следующего дня. Угощение хозяева обязаны были подавать в неимоверных количествах, но между переменами блюд делались перерывы, чтобы покурить, поиграть в шары или в кегли, посостязаться в стрельбе из лука и пищали. «Застольные речи и здравицы сопровождались не только одобрительными возгласами и весёлыми выкриками, — пишет современник, — но и пронзительными звуками труб и артиллерийскими залпами. Когда же начинал играть оркестр, Пётр лично бил в барабан».Когда кто-нибудь из пирующих клонился в сон, он попросту сползал со скамьи на пол и мирно храпел. «Бывало, что до половины компании спало под шум буйного веселья остальных», — утверждает очевидец. В Новый, 1700 год пир Всешутейшего собора растянулся, как и требовал в указе государь, на полную неделю. Гости, утомившись, вповалку спали на полу, время от времени поднимаясь, чтобы поглотить очередную гигантскую порцию еды и питья, а затем вновь погрузиться в ленивую дрёму. Царь, по свидетельствам очевидцев, в новогоднее торжество особенно предавался шутовству и вёл себя «как необузданный юнец».Что же касается русского Деда Мороза, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе — хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда же на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.Время от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) называли Святками. Все оно выделялось в деревенской жизни духовным подъёмом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодёжью. Каждый вечер устраивались «игрища» молодёжи в избах. Работу на святочные посиделки не брали.Примечательной чертой этого цикла было колядование, или славление: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвящённые Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название «славление»). Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощение. Посещение дворов или домов могло быть выборочным. Завершив обход, молодёжь в иных местах расходилась без посиделок. В Меленковском уезде Владимирской губернии, что на правом берегу Оки в «таусниках», так называли здесь новогоднее колядование, участвовали только девушки.Готовиться к таусникам начинали за 2—3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепёшки (у зажиточных пшеничные, у бедных ржаные) собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених.Но как известно, новая метла по — новому метёт. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно — европейского календаря». Подписанный В. И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралём, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д. «Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник. Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.Новый год, на протяжении уже более трёх столетий, остаётся одним из самых любимых праздников в нашей стране. Этот праздник настолько любим, что в России существует непонятная для многих иностранцев традиция в ночь с 13 на 14 января отмечать «старый» Новый год. В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и ёлка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, уже в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Люди, ещё не забывшие красивый и светлый праздник, отреагировали достаточно быстро, — в продаже появились ёлки и ёлочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних ёлок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года ёлка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.Новый год тем и хорош, что каждый может провести его так, как душа пожелает. Главное — поздравить всех родных и близких, друзей, коллег по работе, соседей по дому. Пожелать всем счастья, здоровья, семейного благополучия.Ведь этого так в нашей жизни не хватает!