И второй:
" - Сказал же - автомат там слабый, а они напихали, напихали, - громко ворчал электрик, оглядывая кучу сетевых проводов, начинающуюся из двух розеток, прикрученных под сценой актового зала. Каждый провод превращался в удлинитель на пять розеток, от которых, в свою очередь, шли провода к самым разнообразным аппаратам, включая усилитель, светодинамическую установку, несколько ноутбуков и проектор.
- Вы же чо говорили, - продолжал он, - нам розетка только, чтобы на столе в спектакле настольную лампу поставить, а сами что?
Кроме него в актовом зале был только Дима, который сидел на третьем ряду в противоположной стороне зала. Но и электрик, и Дима понимали, что претензия безадресная. Первый обращался к событиям времен, в которые Дима, сейчас уже выпускник вуза, если уже где-то и жил на свете, то точно не мог взять на себя обязательства "не включать в те розетки больше киловатта". А Дима вообще был погружен в себя, вроде бы даже слегка грустил, и точно не собирался полемизировать с электриком.
И вообще, на дворе было воскресенье и в девять утра все приличные хранители студенческих традиций должны были спать, но судьба-злодейка диктовала свои условия. Причем диктовала она их от лица Ирки - инициативной одногруппницы, которая руководила подготовкой к "Последнему звонку".
Собственно, именно из-за этого в актовом зале был кавардак - Ирка напридумывала всякой "крышесносной крутоты", которую надо было разучить и всячески отрепетировать за воскресенье, потому что само таинство последнего звонка было назначено на среду, но в понедельник и вторник актовый зал был с утра до ночи занят какими-то семинарами со смутными целями, но вполне конкретным витринками с книжками и прочим антуражем, который считали особо ценным, поэтому актовый зал закрывали на ключ и никому его не давали.
Когда вырубились розетки на правой стороне сцены, Ирка ушла курить, а заодно пытаться дозвониться до других несчастных, с целью отправить их закупать сувениры на торжество, потому что "в будни на кольцах пробки". Дима же был нужен здесь для репетиции задуманного Иркой пафосного перфоманса - наглядно представить личностный рост каждого выпускника под чутким руководством деканата и строгих, но справедливых преподавателей. Для этого предполагалось выпускника выводить на середину сцены, а на полупрозрачные занавески слева и справа проецировать картинки. Слева - каким ты был (Ирка перекопала кучу старых записей и на каждого нашла такую, в сравнении с которой текущее состояние указывало на явный личностный рост, даже если ты сам двигался против стрелы прогресса), а справа - всякие попсовые фотки звезд, бизнесменов, и подобных им брильянтов в венце человечества. Правда, учителей физики, сообразно квалификационной записи в будущем дипломе, среди них не встречалось.
Начали прогон картинок, но пока без "настоящего". Себя в будушем Ирка видела скромно - Тиной Канделаки, а Дима должен был стать Стивом Джобсом, наверно потому, что
его пару раз брали на олимпиаду по программированию и это составляло альфу и омегу ассоциативного ряда. Дальше они успели посмотреть картинку только со Светкой, когда погасла "будущая" сторона сцены.
Между тем, розетки на левой стороне работали и левый проектор продолжал показывать стоп-кадр светкиного прошлого. Дима ее такой хорошо помнил - стройная красавица даже без всякого макияжа, ее глаза и улыбка просто искрились теплотой и наивной чистотой. Светка была из какой-то далекой деревни, сама там выучилась петь, и вот сейчас, точнее тогда, на первом курсе, она стояла в своем длинном голубом платье с короткими рукавами, в левой руке держала микрофон, а правая замерла так, словно она приглашала бросить все и идти за ней. Удачный стоп-кадр - между куплетами - рот в полуулыбке, распахнутые глаза. Чем больше Дима на нее смотрел, тем больше казалось, что это реальная девушка. Сквозняк покачивал занавеску и светкино платье совершенно оживало, а на лице как будто пробегали разные оттенки настроения. Дима, само собой, на первом курсе очень запал на Светку, но его природная скрытность и нерешительность не давали даже и думать о попытках в чем-то признаться...
- Я и говорил - автомат надо менять, - вломился в димину печаль голос электрика, - а ключи от склада - у Семеныча, а он дома - воскресенье же, а вахтер - на обходе в другом конце корпуса. Минут через десять только прибежит.
- Угу.
- Какая видная дивчина! Ваша? - прицокнул электрик, кивая на Светку.
- Наша... Но это старая запись, сейчас ее уж нет — ответил Дима на волне своей грусти и даже не поняв сразу, почему электрик сразу помрачнел.
- Молодая совсем...
- А, неее... Она живая, просто повзрослела, ну как бы это - «остервозилась», что ли.
Электрик выдохнул: - Ну ты балабол... Ляпнул, «нет, мол»...
«Да вот и нет» - думал Дима - «Светка уже не та... Светская львица с силиконом». К тому же собственно участие Светки в «звонке» было под вопросом, могла и не появиться. Она мутила очередной бизнес на косметике или шмотках, вся такая занятая, но ее папик, еще советской закалки, за чей счет был бизнес и силикон, регулярно промывал ей мозги, что образование никогда не лишнее и в эти моменты ее можно было увидеть в институте. Сойдется ли нынче гороскоп — неизвестно. А даже если и сойдется, не факт, что ей опять понадобится зарядка для айфона, которая однажды выступила в роли чудесного талисмана, заставившего Светку обратиться к Диме. У него айфона не было, зарядка была чужая, которую попросили передать между знакомыми, но с тех пор Дима завел собственную. Ну а вдруг?
- Как живая, правда, - ждавший ключа от склада электрик все рассматривал ту прошлую Светку, - а что у нее там, на туфле, за грязь?
- А, это... Не грязь, артефакт... Ну видео когда делали, немного с прозрачностью пикселей накосячили и там...
- О, и ты тоже в пиксели играешь, что ли?!, - радостно взорвал димино объяснение электрик.
- В смысле?..
- У меня внучка, тока в школу пошла, ей родители ноутбук подарили, все по-деловому. И тут сидит такая — смотри, мол, дед, какие письки! Я подскакиваю, нежто влезла куда? А она - «ну дед, пик-се-ли же». Я, говорит, майнкампф скачала. Я опять — чтооо??...
- Майнкрафт?.. - усмехнулся Дима.
- Ага, ага, так! Мелкая, а рассудительная. Вот, говорит, это — майн-крафт — тут все из пикселей состоит — и деревья, и свинки, и человечки. Я ей — вот через несколько лет тебе в школе расскажут, что все из молекул состоит, это тебе не игрушки. Мне ж надо как-то авторитет-то дедовский держать. А она — ой, да все я про молекулы знаю, я же фиксиков смотрю... Я стою, глазами луп-луп, ну все, говорю, еще писать нормально научишься и все, нечему больше учить тебя будет...
- Ну пиксели это не только майнкрафт. По сути все картинки в компьютере из пикселей состоят. Вон как Светка. Просто пиксели.
- И ведь да, - согласился электрик, - так на живую похожа, а из пикселей состоит. Вот ты ляпнул, что нет ее — а она вот.
- Да это стоп-кадр, фотография. И не больше.
- Ну не скажи. Иная фотография такое в душе делает, - утратил ухмылку электрик, - что как живого увидел...
- Это психология. Визуальные стимулы...
- А стимул, брат, это великая вещь!, - электрик решительно закрыл тему и его глаза опять засветились хитринкой, - так что, в компьютер любишь играть?
- Ну... а кто не любит. Но щас некогда играть — госы на носу, физика...
- А чо той физики — плюс на минус — заискрило, значит есть контакт — нарочито козырнул электрик.
- Ну физика разная бывает, есть вот квантовая, которая про атомы, электроны и все такое. Там, наверно, вообще до конца никто не понимает. Там электрон через две разные щели может одновременно пройти или две частицы друг друга мгновенно чувствуют хоть через всю Галактику...
Раскручивающийся маховик диминого введения в квантовую физику для электриков был заклинен возгласом от двери:
- Петрович, на ключ!
- Потом дорасскажешь, гаси пока остальную технику, я ж щас ввод отключу, - сказал электрик и, уже вахтерше, - Лида, ты прям газелью мчалась?..
Дима выключил проектор. Пиксельная Светка пропала.
«Ну вот, теперь и прошлой нет.»
Впрочем, исчезновение зрительного стимула не особенно помогло — раз уж начал грустить, то остановиться сразу трудно. «Что если», думал Дима, «вся эта суета, которая зовется жизнью, это и есть пиксели на каком-то экране. Ты думаешь живешь, а просто проецируешься на плоскость. Зато и умереть нельзя... просто выключили проектор... Хотя вот жрать уже охота реально как-то...»
Чтобы как-то отвлечься, Дима взял ноутбук и попробовал найти подходящий вай-фай. Электрик вернулся с новым автоматом и стал ковыряться в щитке в углу позади Димы. Определившись с тем, что крутить и куда, он спросил:
- А вот я помню, учился когда, нам говорили, что в ЭВМ, мол, только ноли и единицы бегают. А счас там как?
- Да в общем также — нули и единицы.
- А как тогда там пиксели, или вот дивчина ваша, если там только цифры? Это ж не математика, а искусство уже считай.
- Нуу... это вкратце не расскажешь, но грубо говоря, цифрами можно обозначить, будет ли пиксель видно или нет, в каком месте и каким цветом.
- И что, вот Светка ваша, она счас где-то в виде цифр в компьютере есть?
- Нуу.. Хм, получается есть.
Электрик молчал, подгибал провода под автомат.
Дима сам нарушил тишину:
- Видимо, все где-то есть...
- Ага, - отозвался электрик, - само собой. Вот электроны твои — те же пиксели, раз из них все состоит. А раз пиксели — цифры в компьютере, то с них можно копию сделать...
- И послать в любое место Вселенной... - закончил Дима.
- Сечешь! Ну, включаю.
По аппаратуре пробежал еле слышный шорох — конденсаторы наполнялись энергией, тоненько запели инверторы в ноутбучных адаптерах. Зацокала и, помигав, загорелась лампа над микшерным пультом.
- Спасибо, - пробормотал Дима.
- На здоровье! Все, давай, мне бежать надо, гараж продаю, смотреть щас придут.
Электрик вышел, едва не столкнувшись с Иркой, которая провозгласила ему в след:
- Здорово, спасибо!
Подошла к Диме, который задумчиво фокусировался взглядом на точку где-то на другом конце Галактики:
- Ну включай, надо дальше смотреть. Влад с Колей в Ленте нашли прикольные вазы, такие типа как из пикселей — информатикам подарим. А, и Светка звонила, решила быть, более того, сама хочет ту же песню спеть, надо минусовку погуглить...
- Ир, я пойду пожру, а то тоска какая-то, окей?..."