Приступаю с ужасом к возрасту 4-7 лет.
Почему с ужасом?
Потому что тут, в начале пути, кажется, что я на эту гору не взберусь.
Итак, что для нас значит возраст дошкольника? То, что это мелкое чудо - настоящий фантазер и полноценно существует сразу в двух мирах - в мире фантазий и в реальном мире. Для ребенка - все игра. Все - приключение. Очень важно не убить это ощущение чуда.
1. Запомните, что для ребенка этого возраста книга должна быть важной ценностью. Мы не читаем книги насильно ребенку, но книги стоят в свободном доступе.
2. Мама и папа читают не только детские книги, но и книги для себя. В этом частая ошибка, экономя время для мытья полов и просмотра сериала, для занятия с ребенком, в конце концов, мама забывает о своей книге на день... на месяц...А потом удивляется, что и ребенок к книге тоже равнодушен. Я встречала детей, которые книги любят не оглядываясь на родителей, но, в основном, любовь к книгам идет у ребенка из семьи, из семейного отношения. Если вам жалко тратить деньги на бумажные книги (к примеру, у меня в семье была долгое время ситуация, когда были деньги или на книги для ребенка, или на книги для себя, я записывалась в библиотеку, читала с экрана, позже купила планшетник недорогой, куда закачано около 400 мегабайт текста).
3. Заведите полезную привычку читать с ребенком на ночь, если вы этого еще не сделали. Иногда мама срубается, зевает на каждом слове - пересильте себя, это как ежедневная гигиена, прочтите хотя бы страничку ребенку вслух. Не потому, что "это же важно же для его развития же", а потому, что это просто радость - в обнимку фантазировать вместе, читать вместе.
4. Даже если ваш ребенок начинает читать самостоятельно, не отказывайтесь от ежевечерней сказки - ребенок долгое время читает плохо, поэтому ему не под силу самостоятельно прочесть те книги, которые вызывают у него интерес.
5. Определяемся с жанром.
Скажем так, есть книги, которые "маст хев", а есть книги специфические, которые нравятся не всем детям, зато у избранной категории вызывают восторг. Вспоминаем свое детство. Припоминаем, какие книги в дошкольном возрасте вызывали восторг. Их и пробуем читать. Даже если ребенок 4 лет не все поймет из того, что вы ему читаете, он по вашим интонациям в голосе услышит больше, чем в состоянии осознать. Неужели самой не интересно вернуться к Людвигу 14 и Тутте Карлсон?
6. Совет по мульти-сборникам и хрестоматиям действует и в этом возрасте. Сборники по авторам покупать можно, потихонечку отходя от тонких книг с маленькими рассказами, по шажочкам переходя на книги многоглавые. Это разовьет память ребенка. Перед чтением полезно вспомнить совместно, хотя бы парой предложений, что было в предыдущей главе. После чтения перелистнуть страницу и прочесть название следующей главы.
7. Возможно, это только у меня так, но я заметила, что мальчишкам нравятся больше книги с глаголами "засмеялся... испугался... побежал...схватил варенье... упал... расплакался", а девчонкам больше нравятся книги с саморефлексией, моральными выводами, большим количеством описаний и эмоций. Однако, я уверена, что не у всех так, это, скажем, тенденция, а не закон. Соответственно, можно попробовать выбирать книги, исходя из этой тендеции, а потом посмотреть по реакции ребенка
Текст не должен быть перегружен деепричастными оборотами и описаниями. Возьмем простейший пример, нашего любимого Носова, "Приключения Незнайки и его друзей" написано легким слогом, где много и действия, и есть психологические фишки, в четыре года на "ура" почти-почти у любого ребенка. А вот "Незнайка в Солнечном городе" написан натужно, с большущими страничными описаниями механизмов, от которых я сама засыпала, это было явно написано для возраста несколько более старшего.
8. По иллюстрациям - старайтесь, чтобы к 4-5 годам иллюстрации были на каждой странице, а к 6-7 потихоньку начинались "пробелы" (не сразу голый текст, а постепенно), чтобы ребенок сам мог создавать картинку в своей голове.
Касаемо самого качества иллюстраций - принципиально ничего не меняется с большого поста выше. Хотя тут следует заметить, что вообще в возрасте 4-7 лет формируется чувство юмора, помимо прочего. Т.е. ребенок способен воспринимать какие-то комические ситуации, шаржи, гипертрофированные случаи и т.п., и иногда здорово подсунуть книжку с такими иллюстрациями.
9. Здорово, если в возрасте 5-6 лет вы заведете своему ребенку "Дневник читателя", - альбом, где вместе с ним (или он самостоятельно) будет создавать рисунок на основе прочитанного. Достаточно одного-двух на книгу, чтобы, открыв альбом, можно было бы освежить самостоятельно и сюжет в памяти, и свои эмоции от него. Хотя тут как повезет, опять таки, после прочтения Людвига Четырнадцатого Тоня рисовала лис примерно с полгода.
ту би континед, прям в этом посте