Сажение по бели — удивительная техника. (автор статьи Гудкова Анастасия)
Статья посвящена очень изящному и красочному виду русского народного ремесла «Сажение по бели».
В своих предыдущих публикациях я рассказывала о женских головных уборах. И очень логично, мне представляется, коснуться одной из техник исполнения мастерицами-художницами вышивок на Руси. Конечно, этот вид росшива использовался не только в украшениях головных уборов, но и нашёл широкое применение в отделке других частей костюмного комплекса, аксессуарах, росшива окладов, церковной утвари, обложки книг, обуви и применялся во всём, что можно было украсить вышивкой жемчугами и самоцветными камнями. У этой техники богатая история, ибо этот уникальный и красивейший вид русской вышивки известен по находкам приблизительно с XI века. Но особенно распространилось это искусство на Руси в XV-XVII веках.
Техника исполнения данного вида росшива предполагает многоэтапный и достаточно трудоёмкий процесс. «Белью» (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых, ниток) выкладывается причудливый диковинный узор, который затем расшивается жемчугом. Отсюда и название «Сажение жемчугом по бели».
Хочется рассказать о применение этой техники в южных регионах России, потому как о северных произведениях декоративно-прикладного искусства рассказано и написано очень много. Южнорусские земли напротив, связываются с этой техникой не очень часто. А забыты они незаслуженно.
Ярким примером использования «сажение по бели» на юге России являются донские казачки, которые использовали эти украсы в своих поясах. Увидеть это мы можем на портретах казачек, датируемых с середины XVII века, которые хранятся, в основном, в Старочеркасском и Новочеркасском музеях. Что-то можно увидеть и в других источниках.