Интересная рецензия встретилась
"Сегодня посмотрела «Мастера и Маргариту». И знаете что? Обзавидовалась. На мой взгляд, сценарий бесподобен. Придуман ход, который соединяет все пласты этого непростого романа. В книге так много всего, что, опять же на мой взгляд, никакая экранизация невозможна в принципе. Потому что ну невозможно создать ту самую атмосферу романа. Она и мистическая и пугающая и злая и философская. И даже любви там место нашлось.
Да, сразу оговорюсь, я никогда не любила этот роман. Он для меня мучительный. Булгаков - человек вообще-то недобрый, так что читателей своих не щадит. И если вы обладаете ярким воображением, то все эти отрезанные и оторванные головы этот Бал Сатаны будут потом сниться вам в кошмарах. Булгаков, как медик, препарирует людей. Он их не любит. А мне всех жалко. Я всех оправдываю. Поэтому мы с Булгаковым существуем в разной системе координат. Его мир мне интересен, но не близок.
Так я отвлеклась… Что мне безумно понравилось в фильме, это как раз атмосфера. Маленький, невероятно уютный мир Мастера и, на контрасте, огромная, утопически прекрасная, вечно строящаяся Москва. Эти декорации сами по себе являются героями фильма. Кстати, роскошная столица, с мостовыми, которые перманентно мостят плиткой - прекрасна своей бездушностью. Она пустынна и красива, как памятник социализму. Она вроде для людей, но на самом деле люди ее только обслуживают, строят, мостят, а сами живут в коммуналках. А подвальчик Мастера, напротив, дико уютен. Это такая изысканная студия, сделанная со вкусом. Тоже в общем декорация, но уже со знаком плюс. А дворик и беседка, которые достались Мастеру вместе с подвальчиком, вообще бесподобны.
В общем, ты как-то легко и с удовольствием погружаешься в эту атмосферу. А дальше тебя ведут не по главам романа, а по линии фильма, который творчески переосмыслил книгу и сделал на ее канве СОВЕРШЕННО ДРУГОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. И это мне нравится больше всего.
Вообще мне в фильме понравилось все. Особенно то, что история подается в таком, я бы сказала, холодном люминесцентном свете. Знаете, за что француженки протестовали против ламп дневного всета? В нем слишком контрастные тени и люди выглядят мертвенно бледными и некрасивыми. Вот такие в этом фильме все герои. Они неприятные. Кроме, конечно, нереально красивой, но тоже очень «контрастной» Снегирь. Все холодно в этой картине. И даже сцены секса, сделанные очень красиво, абсолютно холодные.
А все потому, что Маргарита любит не Мастера-мужчину, а Мастера-писателя. Она любит Творца. Поэтому Мастер потом передает ей рукопись, как свою душу. Ей именно она и важна. Очень, надо сказать, особенная любовь… Любовь ведьмы. Вероятно, ведьм прельщает дух, а не плоть. А плоть - это так, дань традиции. Если любишь, то надо не только роман читать, но и сексовать между делом. Полагаю, Маргарита могла бы вообще обойтись без этого, но Мастер по другому любить не умеет.
Кстати, Мастер вообще человек абсолютно рядовой. И привлекательна в нем именно эта божья искра. Мастер - это такой Гамлет наших дней: ходит, фрустрирует и совершенно не способен на поступок. Маргарита хочет уйти от мужа, но Мастер же ее и останавливает. Потому что он не может дать ей ту жизнь, которой она живет. А если «по чесноку», не хочет напрягаться. Ведь так удобно: Маргарита с десяти и до пяти в его «личном пользовании», а ответственность за нее несет совершенно другой мужчина. И это дает возможность Мастеру заниматься своим любимым делом, которое дохода не приносит, но ему пофиг, ему нравится.
М-да… Тут я ушла в несколько другие дебри, однако именно они мне лично очень интересны. Помните «Безымянную звезду»? Мона-таки уехала от нищего Марина. А Маргарита осталась с Мастером. Она пошла на этот шаг. Она даже заключила сделку с Дьяволом, чтобы его спасти. У нас женщины способны на любые подвиги, ради своих возлюбленных. А что же мужчины? Эх… Мастер, по сути, просто пользовался любовью Маргариты. Выбирая между своим романом и ей, он естественно выбрал роман. Он не сделал для нее НИ-ЧЕ-ГО… Она же для него даже жизнью готова была пожертвовать. Как это грустно, однако…
Собственно, самый симпатичный персонаж, конечно, Воланд. Он просто роскошен! Но, знаете, не буду больше «спойлерить» смотрите лучше сами. Одно скажу - это очень достойная работа, которую нужно посмотреть. Как же я люблю фильмы, в которых есть о чем подумать… Сейчас это такая редкость…
Ну и уж совсем напоследок: наконец-то я увидела правильного Бегемота. Фильм Бортко дико проиграл именно из-за того карлика, наряженного котом. Здесь Бегемот породы Мейн-кун. А ведь и правда у них совершенно человечьи лица.
Елена Серова