Лекция для родителей:
Безопасное поведение детей.
Думаю, не стоит говорить об актуальности данной проблемы. В условиях современной жизни обеспечение безопасности ребенка одна из первых задач родителей и педагогов. При этом важно не только оберегать детей, но и научить детей САМИМ заботиться о себе. Сложность же состоит в том, чтобы, научив ребенка заботиться о себе и своей безопасности, не запугать его и не подорвать довеие к людм и к миру.
Вообще тема безопасности детей очень обширна.
Мы сегодня остановимся на проблеме общения детей с незнакомыми людьми.
1. Ваши отношения с детьми
Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете четко это выполнять. Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Общение с посторонними
Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребенок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.
Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. В крайней необходимости только с разрешения родителей.
Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения (детского сада) с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
Если Вы не сможете придти за ним в школу (детский сад), предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).
Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком.
Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в милицию.
Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, крича: 'Это не мои родители! Я их не знаю!'
Если ребенка доставили в милицию, он должен сообщить свой адрес, телефон родителей и свое имя.
Дополнительные рекомендации для родителей.
Создайте собственный информационный банк данных на своего ребенка:
-познакомьтесь с его друзьями;
идеально познакомиться с родителями друзей;
сохраните в телефонную книжку номера телефонов друзей ребенка, обменяйтесь номерами телефонов с их родителями.
Случаи похищений детей далеко не редкость в наше время, да и ребенок может попросту заблудиться.
Почаще фотографируйте своих детей особенно крупным планом и во весь рост. При возможности, постарайтесь заснять его на видеокассету, поскольку для розыска могут пригодиться любые характеристики (речевые, двигательные и пр.).
Не выпускайте детей на улице с дорогими вещами и ценностями (кассетные плейеры, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться чересчур притягательным объектом криминального посягательства). Это касается и сотовых телефонов. Конечно, он необходим для связи, особенно в школьном возрасте. Но постарайтесь, чтобы телефон был недорогим.
Поэтому, если вы обнаружили, что ваш ребенок боится выходить из дома или пропускает занятия в школе, постарайтесь в доверительной беседе выяснить у него, не связано ли такое поведение с угрозами в его адрес. Объясните ему, что негативных последствий можно избежать, если не держать тайн от родителей. При этом о каждом случае вымогательства обязательно сообщите милиции.
Внушите детям, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой приютить на ночлег, отдать какую-то вещь или сумку и пр. Ребенок НКОГДА не должен открывать дверь незнакомым лицам.
Чтобы уберечь ребенка от столкновения с маньяками, насильниками и прочими правонарушителями обучите детей: на все предложения незнакомых отвечать: "Нет!" - и немедленно уходить от них, не поддаваться на уговоры незнакомцев, даже если они знают или зовут ребенка по имени. Только родители, родственники или близкие друзья семьи имеют право на послушание. Кстати, научить ребенка говорить нет — задача родителей. Если родители не приемлют отказа от ребенка, то он отучится от этого на уровне подсознания и у него будет заложена программа «всегда слушаться взрослых» Тогда и правила могут не помочь. Ребенок может умом знать, что нельзя идти с незнакомцем, нов от подсознательная программа «слушаться» может и сработать. Очень часто жертвами правонарушителей становятс как раз очень послушные дети, которые просто не научены говорить нет. Разрешайте иногда ребенку отвечать вам отказом. Проигрывайте ситуации, в которых он может сказать «нет».
Если ребенок увидел преследующего его незнакомца, то при отсутствии близких, пусть, не стесняясь, подходит к прохожим, внушающим доверие, и просит защиты и помощи. Научить его этому - ваша задача. Если незнакомец пытается тащить ребенка, он должен начать кричать «Я не знаю этого человека». Здесь опять стоит часто распространенная проблема: ребенка с детства приучают, чтокричать неприлично. И когда вознкает необходимость, то часто дети просто не могут кричать -срабатывает подсознательная программа. Позволяйте ребенку кричать иногда на улице. Также предлагаю иногда проигрывать данную ситуацию.
Правила поведения ребенка:
-ни в коем случае и никуда не ходить с незнакомыми, будь это "взрослые" дяди или дворовая компания,
-не входить с незнакомым человеком в лифт,
-не садиться в машину к незнакомым лицам,
-никогда не принимать подарки от незнакомцев без разрешения родителей.
Примеры проигрывания возможных ситуаций с незнакомцами:
-что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предложит, что покажет красивого щенка, кошечку?
Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься в красивой машине?
Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила?
Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ?
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.
Неудачные формулировки для беседы:
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.
Специалисты рекомендуют следующие фразы при беседе с детьми:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...
Дума, что на этом можно закончить. Желаю вам и вашим детям здоровья, счастливой и безопасной жизни...
Материал для переработки брала тут:
http://38mama.ru/forum/index.php?topic=165121.0